Придется резать ГТС: Новый контракт с Россией лишь временно отсрочил ее неизбежную кончину

Украине удалось договориться с Россией о сохранении еще на пять лет транзита российского газа в ГТС, хотя и в меньших, чем прежде, объемах, что отразилось и на размере денежных поступлений. России удалось реализовать проекты обходных газопроводов, по которым российский газ может попадать в Европу, несмотря на усилия и сопротивление украинских чиновников, которые были настолько действенными и активными, что эти слова стоило бы взять в кавычки. Нынешний пятилетний контракт, заключенный с "Газпромом", выглядит как временный компромисс: перспективы для продолжения транзита еще на 10-15 лет, о которых твердят чиновники, туманны. Сомнений в том, что Украине придется частично резать свою ГТС, не осталось уже ни у кого, единственный вопрос – насколько масштабно.

ИСТОЧНИК: 112.ua

Лучше, чем ничего

Переоценить важность транзита российского газа сложно. На него приходится 80% в структуре дохода украинской ГТС. Совокупный доход системы за время действия заключенного в последние дни минувшего года нового транзитного контракта с "Газпромом" (на 2020-2024 гг.) составит 225 млрд грн, из которых 185 млрд грн – доход от транзита (в соответствии с текущими тарифами на транспортировку, утвержденными НКРЭКУ), и только 40 млрд грн – доход от транспортировки газа внутри страны. Если бы транзит российского газа после истечения 1 января десятилетного контракта остановился, почти 94% тарифного дохода ГТС было бы возложено на плечи украинских потребителей (предприятий, населения, добывающих компаний). Как сообщалось, представленный "Оператором ГТС" в конце прошлого года тариф на случай сценария "транзит ноль", предполагал значительное удорожание транспортировки, что неизбежно привело бы к росту цен на газ в Украине. Наличие транзита позволило снизить расценки на транспортировку в 2-4 раза.

В целом, за время действия нового транзитного контракта (65 млрд куб. м газа в нынешнем году, а также по 40 млрд куб. м в последующие годы) Украина может получить 7,2 млрд долл. в течение пяти лет. Это значительно меньше, нежели порядка 3 млрд долл. в год ранее, когда Украина перекачивала для "Газпрома" 80-90 млрд куб. м. Стоит отметить, что 7,2 млрд долл. за 5 лет - это цифра, которую называют в "Нафтогазе". Ее приходится воспринимать на веру, так как настоящие параметры примененной в соответствии с нынешними договоренностями схемы и, соответственно, расчетов засекречены.

Все, что известно публично, так это то, что новый контракт на транзит структурирован таким образом, что стороной контракта с "Газпромом" является "Нафтогаз", который в свою очередь заключил стандартный договор (регулируется украинским законодательством) с независимым оператором ("Оператор ГТС"). Таким образом, деньги за услуги транзита от "Газпрома" получает НАК, который, "как турагентство", оставляет себе "небольшую сумму за услуги по организации транзита".

"Вопрос участия "Нафтогаза" в качестве организатора транзита вызывает определенные вопросы. В любом виде его участие в схеме организации транзита - это в какой-то мере влияние на "Оператора ГТС", - сказал 112.ua директор ООО "Нефтегазстройинформатика" Леонид Униговский. По его словам, включение НАК "Нафтогаз" в схему организации транзита было вынужденным: "Я располагаю информацией, в том числе и после общения с иностранными партнерами, о том, что ряд компаний, в том числе австрийская, которым предлагали взять на себя эту роль, отказались. "Газпром" настаивал на том, что нужен кто-то, кто мог бы гарантировать постоянный тариф, независимо от изменений в Украине. Предоставление этих гарантий, собственно, и взял на себя "Нафтогаз". В этом свете нельзя, конечно же, не вспомнить об идее привлечения иностранных партнеров к управлению ГТС: если бы это было сделано, необходимости в привлечении "Нафтогаза" не было бы, но Верховная Рада это не поддержала".

Но даже если конфигурация и вынужденная, это еще не означает, что она невыгодна "Нафтогазу". "Участие "Нафтогаза" в схеме организации транзита, позволило ему сохранить значительные рычаги влияния на ситуацию, "остаться в игре", - сказал 112.ua директор ExPro Consulting Геннадий Кобаль. 

Впрочем, можно ли будет говорить о 7,2 млрд долл. чистых поступлений, зависит и от того, удастся ли урегулировать давнюю проблему так называемых несанкционированных отборов газа. "Мне лично будет очень обидно, если те дополнительные средства, которые мы получим за транзит и которые мы могли бы в виде дивидендов заплатить нашему собственнику (в лице Кабмина – поступления в госбюджет), будут перетекать в карманы облгазов", - заявил на пресс-конференции, посвященной теме нового транзитного контракта гендиректор "Оператор ГТС" Сергей Макогон. Он добавил, что ежегодно несанкционированные отборы из системы осуществляются на сумму порядка 10 млрд грн. Пока операторы системы распределения и представители газотранспортной системы сражаются в судах, долг за предыдущие периоды достиг 40 млрд грн. Правда, они благополучно остались на пустышке – структуре "Уктрансгаза", из которой активы ГТС и персонал в процессе анбандлинга были переведены в структуру "Оператора ГТС".

Единственный путь урегулирования проблемы – повышение тарифов облгазов, что дало бы им возможность полноценно перекрывать их технологические потери. Стоит отметить, что в конце прошлого года НКРЭКУ впервые за последние 5 лет повысила тарифы для операторов газораспределительных сетей. Впрочем, в "Региональной газовой компании" заявили, что это решение только "замедлит рост долгов за технологический газ перед новосозданным "Оператором ГТС", но не позволит решить проблему обеспечения газораспределительного предприятия достаточным финансовым ресурсом для покупки технологического газа на конкурентном рынке". Также, как утверждают в РГК, повышение тарифа не поможет в решении вопроса погашения долгов, накопленных в предыдущие периоды.

 

Ассоциация газового рынка Украины

 

"Заключенный пакет соглашений, который позволил сохранить транзит российского газа через украинскую ГТС, в принципе нельзя называть ни проигрышем, ни победой – это компромисс. Но это важный компромисс, и я не согласен с теми, кто говорит, что мы могли бы добиться большего, если бы выждали 2-3 месяца (мол, удалось бы добиться согласия не на 65 млрд куб. м прокачки, а, скажем, на 90 млрд куб. м). Многие из этих комментаторов не понимают, что означало бы отсутствие транзита для Украины: пришлось бы существенно менять схему газоснабжения регионов, что потребовало бы огромных, как мне представляется, не менее 1 млрд долл., затрат. Также важный момент – вопросы использования нашей газотранспортной системы в последующие годы и значительного сокращения персонала, которые однозначно возникли бы при отсутствии транзита", - сказал 112.ua Униговский.

ГТС придется резать

Даже при большом количестве неизвестных в случае с новым контрактом на транзит ясно главное: Украина не нуждается в таком объеме мощностей ГТС, как имеются сейчас. "Однозначно, что вопрос оптимизации инфраструктуры ГТС на повестке – она рассчитана на транзит 200 млрд куб. м, и столько уже давно не нужно", - сказал Кобаль. 

С учетом обходных маршрутов, которые России, несмотря на всю имитацию противодействия со стороны украинских чиновников, которые они демонстрировали в последние годы, удалось реализовать, рассчитывать на объем транзита более 40 млрд куб. м после истечения действующего контракта Украине не стоит.

Газопровод "Турецкий поток", состоящий из двух ниток мощностью по 15,75 миллиарда кубометров каждая и предназначенный для поставок российского газа турецким потребителям (одна из ниток) и снабжения стран Южной и Юго-Восточной Европы (другая нитка), был торжественно запущен 8 января. Макогон на проходившем на следующий день в Киеве брифинге уточнил, что в результате запуска газопровода Украина недополучит в 2020 году 450 млн доходов за газ, который мог бы быть прокачан в украинской трубе. "Насчет "Турецкого потока" могу подтвердить, что поставки через Украину в Болгарию и Турцию не осуществляются. Сейчас все заявки, которые мы получаем, - это заявки для Румынии и Молдовы", - сказал он.

 

Фото из открытых источников

 

Еще более опасный конкурент украинской ГТС газопровод "Северный поток", строительство которого было временно приостановлено в связи с угрозой американский санкций буквально за несколько недель до заключения нового транзитного контракта, также, похоже, будет достроен. На недавней встрече с российским президентом Владимиром Путиным в Москве канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что это проект, который "необходимо довести до конца". Она отметила, что Германия и другие европейские страны выиграют от "Северного потока – 2", и еще раз повторила, что не поддерживает экстерриториальные санкции США, направленные на компании, участвующие в строительстве газопровода. Путин, в свою очередь, заверил, что Россия сумеет достроить "Северный поток — 2" — правда, его открытие будет сдвинуто к концу этого года.

Намерение продолжать транзит российского газа в украинской ГТС еще 10 лет после срока истечения нынешнего контракта зафиксировано только в протоколе переговоров сторон: юридическую силу имеют только документы, регламентирующие транзит лишь до 2024 года.

"Я верю, что у Украины сохраняется перспектива продлить транзитный контракт с "Газпромом" еще на 5-7 лет после истечения срока действующего контракта. Однако с учетом обходных газопроводов - "Северного потока" и двух ниток "Турецкого потока", а также с учетом прогнозов на то, что в длительной перспективе потребление природного газа в Европе будет сокращаться, рассчитывать на объем прокачки более 40 млрд куб. м. в год, по моему мнению, не приходится", - сказал 112.ua Униговский. "Через 5 лет, хорошо, чтобы осталось 40 млрд куб. м для прокачки от россиян, но нельзя исключать, что будет 20 млрд куб. м или вовсе ноль", - более пессимистично оценивает ситуацию и Кобаль.

Найти альтернативу транзиту российского газа при этом Украине будет совсем непросто. "Расширение числа поставщиков из России, которые могли бы транспортировать газ по украинской ГТС в Европу, возможно только в том случае, если Россия отменит монополию "Газпрома" на экспорт газа трубопроводным транспортом. Никаких законодательных преград в Украине для покупки газа европейскими трейдерами на нашей восточной границе не существует", - говорит Униговский. В то же время до сих пор желающих покупать газ у "Газпрома" на восточной границе не было, и, по словам Кобаля, несмотря на то, что изначально ряд компаний такой возможностью интересуются, никаких заявлений, пожеланий еще не поступало.

Таким образом, Украине придется приступить к сокращению мощностей ГТС или же, как это красиво называют нефтегазовые чиновники, "оптимизации". К слову, на последнем брифинге Макогон признал, что "обходные газопроводы уже есть, они существуют как факт". "Эти пять лет для нас - уникальная возможность подготовить и нашу систем,у и рынок газа к новым вызовам. Мы знаем, что забронировал "Газпром" 65 млрд, потом 40, 40, и я не думаю, что в будущем они будут значительно расти. Мы должны в первую очередь нашу систему сделать оптимальной, мы должны привести ее в соответствие с потребностями рынка. Нам уже нет необходимости содержать такую мощную систему, и это дальше для меня, как руководителя "Оператора", провести эту реформу - как оптимизации ГТС, так и оптимизации бизнес-процессов, штата", - заявил гендиректор "Оператора ГТС".

Самый большой вопрос теперь: насколько Украине нужно будет сократить свою газотранспортную инфраструктуру. Это будет зависеть от того, как удастся решить вопрос альтернативной загрузки газотранспортной системы. "То, насколько нужно "порезать" ГТС, будет зависеть, впрочем, от объемов добычи: пока Украине не удалось достичь значительного прорыва в этом направлении, но нельзя исключать, что она возрастет с нынешних 20 до 30 млрд куб. м в год", - считает Кобаль. По мнению Униговского, спасти ситуацию могла бы "государственная программа адаптации ГТС к новым условиям, в которых ей придется функционировать": "В частности, она должна предполагать использование газопроводов для других видов деятельности, кроме, собственно, перекачивания природного газа: переориентации на транспортировку биогаза, смеси природного газа и водорода, использования свободных мощностей для пневмотранспорта (например, для транспортировки зерна). Однако для того, чтобы это произошло через 5 лет, этим нужно заниматься сейчас, ведь уже абсолютно очевидно, что в таком объеме, как имеющийся нынче, мощности украинской ГТС не будут нужны".

Похоже, что в ближайшее время вопрос поиска альтернативы для загрузки ГТС будет главным, на котором придется сосредоточиться чиновникам украинского нефтегазового комплекса: ведь просто "порезать" будет еще дороже и потребует, по данным участников рынка, миллиардных инвестиций.